Мы собираем cookies

«Уфимский университет — драйвер научно-технологического развития региона»

Интервью с ректором Уфимского университета науки и технологий Вадимом Захаровым.

Ректор Уфимского университета науки и технологий Вадим Захаров рассказывает, как крупнейший вуз Башкортостана вместе с регионом выстраивает «бесшовную» модель инженерного образования — от средней школы до высокотехнологичного производства — и как УУНиТ реализует федеральные инициативы в конкретные инфраструктурные и научные проекты.


«...на каждом этапе образования присутствует тот потенциальный работодатель, для которого мы и готовим инженеров».
Вадим Петрович, рады снова с Вами встретиться и обсудить вопросы развития высшей школы. На этот раз предлагаем поговорить о том, как УУНиТ, самый крупный вуз в Башкортостане, развивает вместе с регионом «бесшовную» модель инженерного образования. Как Вы сами определяете — что это за модель и в чем ее принципиальное отличие от традиционных подходов в российских университетах?

— Бесшовная модель заложена в стратегии развития инженерного образования Уфимского университета. Мы определяем ее как непрерывную систему качественной подготовки будущего инженера на всех этапах образования.

Наш университет «подхватывает» ребят уже со школьной скамьи, где они с 9 класса углубленно изучают физику, математику, элементы авиастроения и моделирование. Такая работа у нас выстроена с Ассоциированными школами СоюзМаша и школами, где есть инженерные классы авиастроительного профиля, и она приносит свои положительные результаты.

Следующий уровень — среднее профессиональное образование на базе Института среднего профессионального образования УУНиТ, откуда, благодаря изучению профильных дисциплин, идет плавный переход на уровень высшего образования.

Кроме того, в университете уже много лет выстроена система дополнительного профессионального образования и имеется широкий спектр программ повышения квалификации и переподготовки, которые прививают компетенции, необходимые для получения инженерного образования.
Важно, что на каждом этапе образования присутствует тот потенциальный работодатель, для которого мы и готовим инженеров.
В программе развития университета отмечается, что регион передал в пользование университету инфраструктуру стоимостью порядка 4 миллиардов рублей. Как УУНиТ интегрирует эти ресурсы в образовательный процесс?

— Самый большой инфраструктурный проект, который мы продолжаем развивать, — это Межвузовский студенческий кампус Евразийского научно-образовательного центра. Уже запущены две первые очереди: IQ-парк и геномный центр. На двух этажах IQ-парка разместились наши научные лаборатории технологического и генетического профилей, центры трансфера технологий и студенческого предпринимательства. Также в кампусе открылся Центр спортивного программирования и киберспорта УУНиТ «Спаркс» — уникальная площадка не только для Башкортостана, но и для России. Полным ходом идет строительство комплекса «Семь башен» — третья очередь кампуса, где разместятся учебные блоки, лаборатории, общежития и другие пространства.

Сегодня это, пожалуй, самый яркий пример того, как республика, запустив инфраструктурный проект, взаимодействует с нами, и это сотрудничество приносит качественный результат.
«...высокий научно-технологический уровень региона всегда обусловлен профессиональной высшей школой и стремительно и эффективно развивающейся наукой».
Был ли период, когда университету приходилось доказывать региону, что он является важным образовательным и научным центром, без которого субъект не сможет полноценно развиваться? Или в этом не было необходимости?

— Как говорит Глава республики Радий Хабиров, как только стрелки часов доходят до 12 ночи, все заслуги обнуляются, а недочеты удваиваются. Уфимский университет реализует серьезные технологические проекты, которые, естественно, влияют на социально-экономическое развитие Башкортостана. Поэтому мы никогда не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем двигаться вперед, тем самым подтверждая качество своей работы.

Яркий пример тому — наша деятельность по линии ЮНЕСКО. Сейчас в Башкортостане находится единственный геопарк в России, имеющий статус ЮНЕСКО, — «Янган-Тау». Мы шли к этому почти три года! Для этого в вузе создали третью в мире кафедру ЮНЕСКО по геопаркам. Роль университета в этом проекте очевидна — подготовка кадров, научное сопровождение, составление досье, экспертиза и многое другое. Теперь мы активно участвуем в проекте, благодаря которому гора Торатау тоже должна получить статус геопарка ЮНЕСКО. Подобные примеры доказывают весомую роль УУНиТ в жизни и развитии региона.

Еще отмечу успешную реализацию в нашем университете двух масштабных федеральных проектов: «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы». Правительство республики активно поддерживает республиканские вузы в этом направлении, Глава РБ лично участвует в заседании Совета по реализации программ развития университетов. Такая постоянная системная работа показывает, что высокий научно-технологический уровень региона всегда обусловлен профессиональной высшей школой и стремительно и эффективно развивающейся наукой.
— Как в УУНиТ выстроены мосты между бизнесом и академической средой? Много ли в ваших проектах специалистов — выходцев не из университетской или научной среды?

— У нас эффективно функционирует и развивается программа наставничества между предпринимателями и начинающими стартапами. Именно оценка действующего бизнеса дает возможность объективно определить перспективность проекта, его коммерческую выгоду.

В университете созданы несколько крупных консорциумов, направленных на развитие предпринимательских компетенций, — например, консорциум «Университетская предпринимательская инициатива». Программа развития предпринимательских компетенций совместно с образовательной траекторией бизнес-сообщества «Опора России» позволяет студентам уже в момент обучения познакомиться с базовыми основами развития бизнеса. Каждый из консорциумов предоставляет экспертов из числа представителей малого, среднего и крупного предпринимательства для взаимодействия с университетом.

В этом году впервые УУНиТ начал работать над созданием междисциплинарных команд для привлечения инвестиций для крупных, в том числе международных проектов. Также университет активно работает над выводом проектов в евразийское пространство — на территории технопарков Ирана, Казахстана, Беларуси.
— Технические направления подготовки в УУНиТ связаны с альтернативной энергетикой, робототехникой, авиационными технологиями. Очевидно, что ваши партнеры — это большие высокотехнологичные предприятия. Кто выступает вашими заказчиками? Есть ли среди них покупатели ваших услуг или разработок?

— Среди индустриальных партнеров университета — более сотни крупнейших предприятий и технологических центров страны: корпорации «Роскосмос», «Росатом», «Ростех», «Газпром», «КамАЗ», «Вертолеты России» и другие. Наш давний стратегический партнер — ПАО «ОДК-УМПО» («ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» — разработчик и производитель авиационных двигателей — Прим. ред.). При нем в структуре УУНиТ функционирует факультет подготовки инженерных кадров.

Два филиала университета — в Кумертау и Ишимбае — были созданы под конкретных индустриальных партнеров: Кумертауское авиационное производственное предприятие и Машиностроительную компанию «Витязь». Оба филиала сформированы с четко ограниченным спектром направлений подготовки специалистов для этих производств.

Так что мы ведем беспрерывную коммуникацию и взаимовыгодно сотрудничаем с крупными индустриальными партнерами.
— А какие инструменты вы используете для формирования предпринимательской культуры у студентов, особенно в таких сложных сферах, как новые материалы, робототехника, биотехнологии? Как выстраиваете обучение вокруг стратегических проектов университета?

— Применяем комплексный подход, сочетая образовательные методики, практико-ориентированные проекты и интеграцию в стратегические инициативы вуза. Ключевые инструменты здесь: внедрение образовательного курса «Управление научными проектами» и управление проектами на всех этапах обучения, начиная с первого курса; кейс-методы с разбором реальных примеров стартапов, технологических задач от партнеров университета, разработка междисциплинарных проектов.

Стратегические проекты, масштаб выполнения и продукты которых выходят за рамки университета, мы реализуем с участием внешнего партнерства, в кооперации, в консорциумах. Привлекаем к этой деятельности наши непрофильные образовательные подразделения. Для подготовки инженеров, к примеру, используем потенциал социогуманитарного блока, где учат креативности, развивают изобретательское мышление, чтобы будущий специалист мог генерировать идеи и технически их воплощать. В рамках корпоративной программы «Крылья Ростеха» задействованы кафедра иностранных языков и институт непрерывного образования УУНиТ, благодаря которым будущие элитные инженеры изучают языки и приобретают дополнительные цифровые компетенции.

Важным элементом является участие студенческих команд в студенческих конструкторских бюро (СКБ) — это позволяет уже в момент обучения погрузиться в наукоемкие и технические сферы. СКБ работают над реальными заказами индустрии, что дает студентам возможность увидеть все этапы реализации продукта: от разработки технического задания до этапа внедрения. Безусловно, это отвечает основным целевым показателям стратегических проектов университета.
«...в современных условиях для достижения технологического лидерства при ограниченном доступе к зарубежным технологиям востребованность инженеров будет только расти».
Как Вы считаете, понятие «элитный инженер», о котором Вы сказали, нужно дополнительно популяризировать в обществе как важную, престижную профессию?

— Обязательно, и мы этим занимаемся. В рамках приемной кампании ведем профориентационную работу по популяризации инженерных специальностей. Выезжаем в разные города и районы Башкортостана и других регионов, встречаемся не только с абитуриентами, но и с родителями. Мы объясняем, что в современных условиях для достижения технологического лидерства при ограниченном доступе к зарубежным технологиям востребованность инженеров будет только расти. Поэтому уже в школе стоит задуматься о будущей карьере и четко определиться, по каким предметам надо усиленно готовиться, чтобы выбрать подходящий трек инженерной подготовки.

Мы рассказываем старшеклассникам о том, что в университете у них будет возможность получать финансовую поддержку. У первокурсников программы «Крылья Ростеха» стипендия составляет 30 тысяч рублей и выше. Работа студентов хорошо оплачивается в Передовой инженерной школе и студенческих конструкторских бюро. А при отличной учебе и занятиях научной, творческой деятельностью всегда можно претендовать на повышенную стипендию федерального и республиканского уровней. Плюс именные стипендии самого вуза и его партнеров.
— Сегодня считается, что университету хорошо бы понимать и формулировать для себя образ своего идеального выпускника: какого специалиста, какого человека вуз должен готовить и выпускать. Что нужно УУНиТ, чтобы привлекать того самого абитуриента, который на выходе будет соответствовать этому идеальному образу?

— Уфимский университет — это большая экосистема, где гармонично переплетены все сферы студенческой жизни: образование, наука, предпринимательство, творчество. И наша задача — дать студентам возможность попробовать себя в разных направлениях, заинтересовать и помочь найти призвание и свое место в жизни. А для этого мы должны планомерно двигаться вперед и отвечать вызовам времени.
24 июня / 2025
Беседовала: Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией издания «Ректор говорит!». При копировании ссылка на издание «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.