«Университет — локомотив науки»

Интервью с ректором Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва (МГУ им. Н. П. Огарёва) Дмитрием Глушко.
Что нужно сделать исследовательскому университету, чтобы его научные разработки дошли до этапа массового производства; как формировать новое предпринимательское мышление у студентов и что удержит выпускника в аспирантуре, даже если вне вуза ему предлагают существенно большие деньги, — об этом мы поговорили с руководителем Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Важно не упустить шанс измениться
«Задача администрации университета совместно с директорами институтов — понимать мотивацию коллег, уровень их вовлеченности в работу, помогать им видеть свою пользу и эффективность».
— Университеты-участники «Приоритета 2030», и в их числе — МГУ им. Н. П. Огарёва, представили ежегодные отчеты о реализации программы развития за 2021−2022 годы. Расскажите, пожалуйста, о ключевых проектах вуза, по которым уже есть результаты.

— 2021-й был годом подготовки проектов, работа же по ним началась в 2022 году. Ключевым результатом за этот период считаю то, что коллектив университета — люди, которые в первую очередь вовлечены в реализацию стратегических проектов, — осознал, что придется меняться в своей работе, ежедневно устанавливать непосредственный, живой рабочий контакт с индустриальными партнерами.

Перемены — это драматичный процесс, ведь — что скрывать — традиционно университеты внешне включаются в различные проекты, но по факту занимаются удовлетворением научного интереса небольших групп, и выхлоп от этого для рынка получается спорный.

— Знаете, когда задаешь такой вопрос, ожидаешь список достижений. А Вы начали с того, что представляется нам очень важным, — с осознания необходимости перемен. Кого конкретно это касается: управленческой команды, преподавателей, вузовских служб?

— Правильное уточнение, потому что это касается однозначно не всех.

Управленческая команда любого университета должна понимать, что ей не справиться со своими задачами, если она не будет меняться, ориентируясь на требования учредителя. Для меня это всегда было очевидным, потому как до назначения на должность ректора я работал в органах госуправления на федеральном уровне и, надо отметить, впервые в жизни руковожу коллективом в университете.

Так вот во многих классических университетах люди привыкли к тому, что они работают там по 25–30 лет, живут своими процессами и даже не задумываются о том, что у учредителя есть свои задачи. Часто эта категория сотрудников, в основном из числа профессорско-преподавательского состава, и управленцев не готовы меняться и, к сожалению, и не будут этого делать.

Мы тщательно проанализировали вовлеченность нашего профессорско-преподавательского состава в научную деятельность и увидели немалое количество коллег, которые на протяжении 15–20 лет после своей защиты никакими исследованиями больше не занимались. Они не стали доцентами, профессорами и не собираются ими становиться, не участвуют в научной деятельности не то что на уровне страны — даже на уровне университета.

В моем представлении университет без науки — это квазиуниверситет. Любое подразделение университета, в котором нет науки, — это квазиподразделение.

Понимаю, что это звучит критично по отношению к самому себе, но по-другому не представляю, как можно что-то изменить в лучшую сторону.

Вместе с тем у нас много и тех, кто понимает, как важно не упустить шанс преобразиться — директоры институтов, заведующие кафедрами, руководители лабораторий, преподаватели, профессоры, молодые ученые.

— В недавнем интервью нашему порталу первый проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев как раз рассказывал в том, как они выстраивали систему мотивации сотрудников и как много этапов им пришлось пройти. К примеру, решили, что преподаватели, которые сильны именно как педагоги, не обязаны публиковаться в авторитетных научных журналах, тогда как для исследователей это обязательное требование.

— Здесь я абсолютно согласен, потому что людей, которые могут заниматься наукой, так же мало, как и тех, кто способен быть предпринимателем. Чтобы транслировать научное знание, в том числе чужое, тоже нужен талант, поэтому нельзя равномерно распределять на всех сотрудников университета одинаковые объемы работы только лишь ради того, чтобы выполнить показатели эффективности. Не будет никакого выполнения в таком случае.

Задача администрации университета совместно с директорами институтов — понимать мотивацию коллег, уровень их вовлеченности в работу, помогать им видеть свою пользу и эффективность.

— Вы сказали, что впервые работаете в университете. До этого в разные годы занимали посты в руководстве Якутии, кстати, самого крупного субъекта государства в мире. Были заместителем министра просвещения России, заместителем гендиректора Агентства стратегических инициатив. Для коллектива вуза Вы человек из совершенно другой сферы. На кого Вы опираетесь внутри команды? Есть ли в ее составе те, кого Вы привели с собой?

— Опираюсь в первую очередь на тех, кто хорошо знает университет, посвятил ему годы жизни и хочет сделать его лучше. Кто-то из них проработал в МГУ им. Н. П. Огарёва 5 лет, кто-то полвека, как наш первый проректор Петр Васильевич Сенин, который за 50 лет в университете вырастил в разных подразделениях множество специалистов, и сейчас они возглавляют институты, факультеты и кафедры.

Есть в руководстве и те, кто пришел извне. Я пытался собрать разнообразную команду, профессионалов с разным опытом работы, в том числе из индустрии, из министерств, хозяйствующих субъектов, силовых ведомств. Как говорил советский футбольный тренер Константин Бесков, в команде обязательно должен быть один рыжий.

В сегодняшней управленческой команде я вижу вовлеченность и желание сделать Мордовский госуниверситет привлекательным, а для любого вуза за пределами Москвы и Санкт-Петербурга это крайне сложно.

Путь разработок от университета до потребителя
«Мы с коллегами приняли решение рассказывать о наших возможностях не управляющим командам предприятий, которые могли бы стать нашими индустриальными партнерами, а напрямую собственникам бизнеса».
— В МГУ им. Н. П. Огарёва ведутся разработки препаратов и материалов для биомедицины: доведены до клинической практики препараты от COVID-19, разработаны средства для лечения опухолей. Запатентован новый экологичный импортозамещающий строительный материал. Вуз стал одним из центров координации разработок отечественной лазерной керамики. Как скоро эти продукты дойдут до производителя, до потребителя? Какие сложности возникают с разработками на этапе их продвижения на рынок?

— Самое важное во всей этой работе — взаимодействовать с индустриальными партнерами. Мне не нравится, когда компании или предприятия называют работодателями. В моем представлении они никому ничего не дают, а наоборот получают. Они покупатели технологий, процессов и качественных профессионалов, готовых выполнять сложные задачи.

Мы с коллегами приняли решение рассказывать о наших возможностях не управляющим командам предприятий, которые могли бы стать нашими индустриальными партнерами, а напрямую собственникам бизнеса. Создали индустриальный совет с их участием и попросили возглавить его главу Республики Мордовия. Эта структура нужна нам, чтобы помогать оценивать правильность вектора развития университета с точки зрения научных исследований и не заниматься той областью науки, которая никому не нужна.

Наши самые сильные ключевые компетенции, с помощью которых мы решаем производственные задачи для индустриальных партнеров, связаны с 2–3 направлениями. Прежде всего, это фармацевтика с биотехнологиями.

Я горжусь коллегами из медицинского института и института наукоемких технологий и новых материалов, которые участвовали в процессе создания и проведения клинических испытаний ряда лекарственных препаратов. Недавно мы открывали новые производственные линии на заводе «Биохимик» в Саранске, суперсовременном предприятии с точки зрения технологий, где работают наши выпускники и где нам заказывают подготовку специалистов. Студенты занимаются наукой на производственном месте с нашими преподавателями, профессорами за счет предприятия, которое заинтересовано в их подготовке и профессиональном росте.

Другое направление, крайне важное для нас и где мы точно можем помогать индустрии, — это создание технологии производства оптоволокна.

Что касается трансфера наших разработок на рынок, то это не быстрый процесс. Ключевая задача здесь — научиться максимально сокращать сроки по выводу наших технологических решений и продуктов в массовое или хотя бы мелкосерийное производство. По нескольким позициям у нас это получилось.

Например, когда на одном из предприятий возникли сложности с поставками биодобавок для производства мясных изделий, мы помогли им освоить новую нишу. Теперь этот опыт распространяем в работе с другими индустриальными партнерами. На базе имеющегося у нас задела по технологиям и решениям корректируем свою научную деятельность так, чтобы в ближайшие полгода партнер понимал, что получит от нас новое, замещающее или даже превосходящее аналоги решение.

Новое предпринимательское мышление
«Если преподаватель всю жизнь транслирует исключительно чужое научное знание и при этом сам не генерирует его, не занимается реализацией каких-то проектов или предпринимательских инициатив, то как можно ждать от его студентов стартапа? Как мы можем формировать у обучающихся предпринимательские навыки, если сами ими не обладаем?»
— Ваш университет стал одним из победителей федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», цель которого — вовлечение студентов в технологическое предпринимательство. Платформа создается для серийного производства стартапов и повышения инвестиционной привлекательности исследований и разработок. Как будет работать эта площадка в Мордовском госуниверситете? Как в ее работе будут задействованы преподаватели, студенты, внешние эксперты?

— Мы пытаемся искать решения, которые позволят максимально приблизить выпускников к нашим индустриальным партнерам, чтобы они быстрее вышли к ним на работу, на высокую зарплату. Выстраиваем систему, внутри которой сможем самостоятельно выводить на рынок собственные разработки и решения либо продавать их компаниям вместе с технологиями и специалистами.

В 2022 году мы впервые провели защиту диплома как стартапа по теме, которая напрямую относится к работе двух наших институтов. Внутри у них есть конкурирующие группы ученых, которые занимаются похожими или смежными темами. Я убежден, что конкуренция порождает прогресс, и когда ее нет, все расслабляются. Так вот этот первый стартап может стать мотиватором для наших исследователей, потому как предполагает производство реального продукта, которым уже заинтересовался инвестор. Теперь задача команды — помочь эту технологию продать и при этом не мешать тем, кто ее придумал.

Надеюсь, мы сможем вовлечь в подобные инициативы тех, кто обучается у нас на программе интегрированной магистратуры. Это новый для нас опыт. Суть в том, что один научный руководитель с одной научной темой сопровождает обучающегося и в магистратуре, и в аспирантуре.

Мы намеренно не привлекаем бакалавров, потому что сложно ожидать от студентов 2–3 курса каких-то технологических предпринимательские проектов. А вот когда магистрант вместе со своим научным руководителем ведет какую-то прикладную задачу, это не только гарантирует его выход на защиту диссертации, но и, самое главное, приблизит их разработку к рынку.

В 2022 году мы отобрали для интегрированной магистратуры первых трех студентов, на 2023 год запрос в десятки раз больше.

— Как Вы думаете, почему уровень предпринимательской активности среди молодежи в России многократно ниже, чем в США, в Китае, во многих других странах?

— Мы возвращаемся к тому, о чем говорили в начале. Если преподаватель всю жизнь транслирует исключительно чужое научное знание и при этом сам не генерирует его, не занимается реализацией каких-то проектов или предпринимательских инициатив, то как можно ждать от его студентов стартапа? Как мы можем формировать у обучающихся предпринимательские навыки, если сами ими не обладаем?

Когда я слышу от коллег о проектном обучении и формировании навыков проектного управления, сразу задаю им вопрос: а какой проект, кроме дипломной работы, вы когда-нибудь сопровождали? Я не верю, что можно обучать чему-то без наличия собственной практики.

«Университет — не потребитель гуманитарной помощи, это дорогое предприятие, равный участник рынка и полноценный игрок в различных экономических процессах. Мы должны конкурировать за лучших абитуриентов, лучших преподавателей, партнеров и заказы».
У нас в обществе людей с предпринимательскими качествами хорошо если 10%, а успешных среди них еще меньше, и мы не имеем финансовых возможностей приглашать их работать в университете. Поэтому пытаемся привлекать индустриальных партнеров к оценке нашей эффективности, к постановке задач, к правильному определению приоритетов, которые сейчас есть на рынке. Люди на кафедрах должны понимать, как работает то или иное предприятие, какие задачи технологического характера перед ним стоят.

Университеты пока еще далеки от эффективного взаимодействия с рынком. Компании и предприятия считают работодателями или — еще хуже — социальными партнерами. Почему я так говорю о социальном партнерстве? Однажды директор завода сказал мне при встрече, что его предприятие — социальный партнер нескольких колледжей. Я спросил: «Что это значит? Это когда грамоты за соревнования вручаете?» Он пожал мне руку со словами: «Вы первый, кто сказал правду».

Университет — не потребитель гуманитарной помощи, это дорогое предприятие, равный участник рынка и полноценный игрок в различных экономических процессах. Мы должны конкурировать за лучших абитуриентов, лучших преподавателей, партнеров и заказы. Вот это должно поменяться в головах вузовских управленцев, которые до сих пор этого не осознали.

На встречах с руководителями и собственниками бизнеса самое сложное — доказать, что мы способны решить их производственные задачи. Они не верят в университет как таковой, они верят в людей, которых знают и в чьих возможностях уверены.

— Проводя всю эту работу, какой университет Вы в итоге хотите сделать?

— Хотим стать лидером практического обучения с налаженным взаимодействием с индустриальными партнерами. Определенные успехи на пути к этой цели у нас уже есть. Мы тратим много времени и сил на то, чтобы наши студенты попадали на обучение на предприятия, на производственные практики, вынесенные кафедры, где они получают доступ к реальным технологиям производства.

— На Ваш взгляд, на чем должно быть основано новое предпринимательское мышление, которое закладывается в том числе в университете: интеллекте, готовности и смелости менять мир, качественном образовании?

— Ко всем перечисленным качествам добавлю умение видеть и оценивать риски, потому что любое предпринимательство — это всегда риск. Плюс необходимы финансовые и правовые компетенции. И наконец, пожалуй, главное, чему мы должны учить студентов, — уметь работать в команде разных людей, с разными навыками, опытом, практикой, в числе которых всегда может оказаться тот самый «рыжий».

— Многие Ваши коллеги-ректоры отмечают, что для университетов сейчас очень важно уметь прогнозировать будущий спрос на специалистов и продукты. Без чего вузам не справиться с этой задачей?

— Университет должен понимать все экономические процессы в стране, куда движется та или иная отрасль, и не замыкаться в себе. Провинциальный вуз не тот, что расположен в регионе, а тот, где решили, что мы вуз одного города.

МГУ им. Н. П. Огарёва — национальный университет, большинство наших студентов приехали в Саранск из других регионов в силу разных причин. Во-первых, потому что снижается количество выпускников школ. Во-вторых, подготовка в школах города обеспечивает выпускникам возможность хорошо сдать ЕГЭ и поступить в столичные университеты. В таких условиях нам надо уметь прогнозировать, как будут развиваться внутрирегиональные территории и близлежащие субъекты.

От соседних регионов нам поступают запросы на подготовку специалистов для здравоохранения, для автомобилестроения. «АвтоВАЗ» готов набрать наших бакалавров для прохождения курса по определенным модулям, провести для них экзамен и по его результатам предложить зарплату, значительно выше средней в Мордовии. Для предприятий внутри республики это вызов, потому что они понимают, что в текущем выпуске потеряют минимум 12 человек, а это много. Поэтому нужно понимать экономические процессы, которые происходят на ближайших территориях, в стране и в мире, и делать определенную аналитику, куда мы должны направить свои усилия, в первую очередь для открытия новых направлений подготовки.

ИТ-аспирантура
«В сфере IT-технологий есть целые направления, где без опыта научной работы очень сложно стать хорошим специалистом — это касается всего, что связано с системами искусственного интеллекта, математического моделирования, поддержки жизненного цикла и цифровых двойников».
— В одной из публикаций Вы отметили, что «аспиранты в Мордовском государственном университете становятся кандидатами наук чаще, чем во многих других российских вузах. Процент защит кандидатских диссертаций в нашем университете более 20 от общего числа аспирантов, когда в целом по России он достигает порядка 11–12%». Что повлияло на этот результат?

— Количество аспирантов у нас растет, и это тенденция не только осени 2022. Мы понимаем, что многие решили в том году поступать в аспирантуру не потому, что захотели именно сейчас заняться наукой, а совершенно по другой причине.

С одной стороны, мы наблюдаем рост аспирантов, которые поступают на платное обучение, и считаем этот показатель результатом своей работы.
Прежде всего, это заказ от наших индустриальных партнеров на подготовку научных сотрудников, которые нужны для выполнения определенных технологических процессов.

С другой стороны, существенно снизились контрольные цифры приема в аспирантуру от основного заказчика — нашего учредителя. Были факты, когда аспиранты поступали на бюджетные места, но так и не выходили на защиту диссертаций. Их научные руководители объясняют, почему так произошло, объективными, на их взгляд, причинами. В то же время, у других наших профессоров подготовка научных кадров идет вполне успешно, у них аспиранты действительно занимаются научной деятельностью, учатся и выходят на защиту.

Единственный шанс вернуть контрольные цифры — активнее взаимодействовать с теми предприятиями, которым нужны решения наших исследователей, чтобы через научную деятельность обеспечить экономический рост и необходимые показатели в гонке с конкурентами.

Надо сказать, что подготовка будущих ученых — это сложный процесс, потому что молодые люди, которые получили в аспирантуре определенный набор компетенций, зачастую находят работу с гораздо большей зарплатой и уходят из университета.

Нескольким выпускникам одного из наших факультетов, которых деканат рассчитывал увидеть в аспирантуре, предлагают в компании зарплату 95 000 рублей. Для Мордовии это очень хорошие деньги, и конечно, молодой человек стоит перед выбором: уйти на эту зарплату или остаться заниматься наукой и получать совершенно другие доходы. Мы вкладываем средства, чтобы их удержать и поддержать, но стипендия в 12 000 рублей явно не то, о чем мечтает молодой исследователь.

Мы рассчитываем, что интегрированная программа магистратуры и аспирантуры поможет нам улучшить эти показатели.

— Самый высокий конкурс в Вашей аспирантуре — на инженерные, естественные и IT-направления. Последнее направление, в отличие от прочих, вызывает вопрос, потому что считается, что как раз на него сложнее всего привлечь аспирантов. В этой сфере можно хорошо зарабатывать и без ученой степени. Как вам удается замотивировать выпускников идти в аспирантуру в IT-области?

— В сфере IT-технологий есть целые направления, где без опыта научной работы очень сложно стать хорошим специалистом — это касается всего, что связано с системами искусственного интеллекта, математического моделирования, поддержки жизненного цикла и цифровых двойников.

Мы сейчас работаем с российским федеральным ядерным центром по одному программному продукту. Так вот разработка, эксплуатация и поддержка подобных решений требует от специалистов квалификации уровня кандидата наук. И таких направлений, где результата может добиться только профессионал с практикой научной деятельности, много. Да и перспективы у таких специалистов гораздо шире. К примеру, команду выпускников нашего факультета математики и информационных технологий, которые выполнили спецзаказ на разработку программы для силовых ведомств, просто взяли и перекупили наши же партнеры из Москвы, потому что они научились создавать хороший продукт.

Таких чистых городов в России всего два
— Дмитрий Евгеньевич, Вы не так давно переехали в европейскую часть России, до этого жили в Якутии, во Владивостоке. Чего Вам особенно не хватает на новом месте, что есть только в Сибири и на Дальнем Востоке?

— Я вырос на берегах Лены, одной из самых великих рек мира, в окружении тайги. На новом месте иногда просто хочется на подледную рыбалку, но в Мордовии таких могучих рек нет.

Второе, к чему привыкаю, — это совершенно другие расстояния. Я переехал в европейскую часть России в 2016 году из Владивостока. В Приморском, Хабаровском краях, в моей родной Якутии люди привыкают не замечать большие расстояния. До сих пор могу запросто проехать 500 километров, чтобы решить какие-то вопросы.

Про столицу Мордовии могу сказать, что это очень чистый город. В нашей стране я таких аккуратных и красивых городов видел всего два — это Белгород и Саранск. Здесь люди на улице улыбаются.

Мне тут очень комфортно: есть интересная работа, интересные задачи, хорошая команда. Ощущаю себя как дома.

— Есть ли у Вас какие-то особые планы на 2023 год, которыми можно поделиться?

— В университете задач очень много, но я бы выделил две, которые являются такими «локомотивами». Первая — начать работу по созданию нашей собственной инженерной школы по фармацевтике.

Вторая задача — национального уровня: совместно с рядом компаний по производству оптоволокна приступить к технологии создания преформ. Уверен, к концу 2023 года у нас будет о чем рассказать по этой теме.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.