— Университеты-участники «Приоритета 2030», и в их числе — МГУ им. Н. П. Огарёва, представили ежегодные отчеты о реализации программы развития за 2021−2022 годы. Расскажите, пожалуйста, о ключевых проектах вуза, по которым уже есть результаты.— 2021-й был годом подготовки проектов, работа же по ним началась в 2022 году. Ключевым результатом за этот период считаю то, что коллектив университета — люди, которые в первую очередь вовлечены в реализацию стратегических проектов, — осознал, что придется меняться в своей работе, ежедневно устанавливать непосредственный, живой рабочий контакт с индустриальными партнерами.
Перемены — это драматичный процесс, ведь — что скрывать — традиционно университеты внешне включаются в различные проекты, но по факту занимаются удовлетворением научного интереса небольших групп, и выхлоп от этого для рынка получается спорный.
— Знаете, когда задаешь такой вопрос, ожидаешь список достижений. А Вы начали с того, что представляется нам очень важным, — с осознания необходимости перемен. Кого конкретно это касается: управленческой команды, преподавателей, вузовских служб?— Правильное уточнение, потому что это касается однозначно не всех.
Управленческая команда любого университета должна понимать, что ей не справиться со своими задачами, если она не будет меняться, ориентируясь на требования учредителя. Для меня это всегда было очевидным, потому как до назначения на должность ректора я работал в органах госуправления на федеральном уровне и, надо отметить, впервые в жизни руковожу коллективом в университете.
Так вот во многих классических университетах люди привыкли к тому, что они работают там по 25–30 лет, живут своими процессами и даже не задумываются о том, что у учредителя есть свои задачи. Часто эта категория сотрудников, в основном из числа профессорско-преподавательского состава, и управленцев не готовы меняться и, к сожалению, и не будут этого делать.
Мы тщательно проанализировали вовлеченность нашего профессорско-преподавательского состава в научную деятельность и увидели немалое количество коллег, которые на протяжении 15–20 лет после своей защиты никакими исследованиями больше не занимались. Они не стали доцентами, профессорами и не собираются ими становиться, не участвуют в научной деятельности не то что на уровне страны — даже на уровне университета.
В моем представлении университет без науки — это квазиуниверситет. Любое подразделение университета, в котором нет науки, — это квазиподразделение.
Понимаю, что это звучит критично по отношению к самому себе, но по-другому не представляю, как можно что-то изменить в лучшую сторону.
Вместе с тем у нас много и тех, кто понимает, как важно не упустить шанс преобразиться — директоры институтов, заведующие кафедрами, руководители лабораторий, преподаватели, профессоры, молодые ученые.
— В недавнем интервью нашему порталу первый проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев как раз рассказывал в том, как они выстраивали систему мотивации сотрудников и как много этапов им пришлось пройти. К примеру, решили, что преподаватели, которые сильны именно как педагоги, не обязаны публиковаться в авторитетных научных журналах, тогда как для исследователей это обязательное требование.— Здесь я абсолютно согласен, потому что людей, которые могут заниматься наукой, так же мало, как и тех, кто способен быть предпринимателем. Чтобы транслировать научное знание, в том числе чужое, тоже нужен талант, поэтому нельзя равномерно распределять на всех сотрудников университета одинаковые объемы работы только лишь ради того, чтобы выполнить показатели эффективности. Не будет никакого выполнения в таком случае.Задача администрации университета совместно с директорами институтов — понимать мотивацию коллег, уровень их вовлеченности в работу, помогать им видеть свою пользу и эффективность.
— Вы сказали, что впервые работаете в университете. До этого в разные годы занимали посты в руководстве Якутии, кстати, самого крупного субъекта государства в мире. Были заместителем министра просвещения России, заместителем гендиректора Агентства стратегических инициатив. Для коллектива вуза Вы человек из совершенно другой сферы. На кого Вы опираетесь внутри команды? Есть ли в ее составе те, кого Вы привели с собой?— Опираюсь в первую очередь на тех, кто хорошо знает университет, посвятил ему годы жизни и хочет сделать его лучше. Кто-то из них проработал в МГУ им. Н. П. Огарёва 5 лет, кто-то полвека, как наш первый проректор Петр Васильевич Сенин, который за 50 лет в университете вырастил в разных подразделениях множество специалистов, и сейчас они возглавляют институты, факультеты и кафедры.
Есть в руководстве и те, кто пришел извне. Я пытался собрать разнообразную команду, профессионалов с разным опытом работы, в том числе из индустрии, из министерств, хозяйствующих субъектов, силовых ведомств. Как говорил советский футбольный тренер Константин Бесков, в команде обязательно должен быть один рыжий.
В сегодняшней управленческой команде я вижу вовлеченность и желание сделать Мордовский госуниверситет привлекательным, а для любого вуза за пределами Москвы и Санкт-Петербурга это крайне сложно.