«Высшее образование формирует мета-скилл — способность быстро осваивать новое»

Интервью с управляющим директором Школы IT-профессий Skillfactory Егором Сорокиным.
Школа IT-профессий Skillfactory создает совместные онлайн-магистратуры и программы ДПО по ИТ-направлениям с ведущими российскими вузами: МФТИ, МИФИ, УрФУ, Санкт-Петербургским Политехом, Томским и Сеченовским университетами, РАНХиГС и Университетом Иннополис. Как совместить в этих программах лучшее от классического образования и от EdTech? Почему этот вариант партнерства интересен вузам с громким брендом? Кто в университетах может выступить драйвером таких проектов? Об этом наш разговор с управляющим директором Школы.

«Одна из наших ключевых задач — чтобы выпускник курса нашел новую работу или овладел новыми инструментами для дальнейшей профессиональной деятельности».
— Егор, перед нашей встречей мы изучили результаты исследования 12 EdTech-компаний, чтобы понять, на какие метрики они больше всего обращают внимание при оценке своего продукта. А на какие показатели ориентируетесь вы?

— Как создателям продукта, за который пользователь платит рублем, нам важно отслеживать метрики удовлетворенности клиента в отношении содержания образовательной программы, учебного контента, сервисов, скорости работы техподдержки. Специфических метрик, которые бы отличали нас на рынке образовательных онлайн-услуг, у нас нет. Так или иначе, мы все используем стандартные показатели того, что вообще происходит с нашим пользователем: доволен ли он нашим продуктом, устроил ли его учебный материал, понравилось ли качество программы. Нам всем важно, чтобы пользователь был готов продолжать взаимодействовать с нами дальше.

В то же время опираться только лишь на метрики удовлетворенности пользователей учебным контентом не всегда возможно, потому что большинство образовательных платформ в сегменте ДПО обучают людей новой для них профессии. Одна из наших ключевых задач — чтобы выпускник курса нашел новую работу или овладел новыми инструментами для дальнейшей профессиональной деятельности. И здесь появляется еще один важный игрок — работодатель, который задает свои правила и требования к той или иной профессии.

Самое сложное в этом вопросе, с одной стороны, совместить обучение профессии с тем, чтобы студенту было действительно интересно учиться, чтобы он был вовлечен в процесс и готов был инвестировать свое время, а с другой стороны, чтобы на выходе он как специалист соответствовал тем требованиям, которые предъявляет к нему работодатель.

— В Школе IT-профессий Skillfactory представлены онлайн-магистратуры и программы ДПО по ИТ-направлениям от топовых вузов России. Среди них — МФТИ, МИФИ, УрФУ, Санкт-Петербургский Политех, Томский университет. Как вы разделяете потоки студентов, которым потенциально могут быть интересны двухгодичные магистратуры и годовая программа ДПО? Какие цели у каждой из этих целевых групп?

— Годовые программы выбирают когда нужен конкретный навык. Чаще всего такая потребность возникает у специалистов, которые прошли оценку рынком, работодателем и поняли, каких компетенций им не хватает для успешного развития карьеры. Еще более короткие по продолжительности курсы помогают освоить даже не навык, а конкретный рабочий инструмент.

Вторая целевая группа состоит из тех, кто задумывается о смене профессии, но пока не готов к более сложному и долгому университетскому формату обучения, к двухгодовой магистратуре, или не обладает достаточными для этого знаниями. В большинстве своем это люди, которые учились много лет назад, долгое время не меняли сферу деятельности и не в курсе, как изменился рынок труда и инструменты поиска работы. Наша задача в рамках обучающей программы — помочь им всё это узнать, подготовить их к тому, что нужно предпринять для того, чтобы сменить профессию.

Двухгодичные онлайн-магистратуры, разработанные совместно с университетами, чаще всего рассматривают как следующий этап для систематизации полученных на практике знаний и навыков.
«На совместной программе практически нет выпускников того университета, с которым мы ее создали. Обычно это выпускники других вузов, которые увидели для себя возможность получить образование в топовом университете и при этом не тратить на учебу всё свое время».
— Какой процент студентов программы — выпускники того университета, с которым вы создали совместный курс, и сколько студентов приходят участвовать в программе извне?

На совместной программе практически нет выпускников того университета, с которым мы ее создали. Обычно это выпускники других вузов, которые увидели для себя возможность получить образование в топовом университете и при этом не тратить на учебу всё свое время.

— В идеале онлайн-магистратура совмещает лучшее от классического образования и от дистанционных курсов. А что именно?

— Это один из самых сложных вопросов, на который мы пытаемся ответить при проектировании совместных образовательных программ. К примеру, во все наши программы по Data Science и Data-аналитике мы включаем базовые классические университетские дисциплины, потому как математический анализ лучше всего преподают в университетах. Особенно в тех, с которыми мы сотрудничаем. Если человек планирует связать свою карьеру с Data Science, ему точно нужна продвинутая, сильная математика, и этот блок в программе закрывает именно университет.

Кроме того, вуз в большей степени занимается оценкой качества программы. Обучающий контент для наших программ готовят, как правило, несколько организаций-партнеров и приглашенные специалисты практики с рынка. Финальной валидацией, действительно ли подготовленная программа соответствует стандартам магистратуры, также занимается университет.

Мы берем на себя всё, что касается внешнего продвижения, упаковки, сервисной части, выстраивания пути студента на всем протяжении его онлайн-обучения, обеспечиваем прикладные кейсы.
«...образование и опыт — это две разные вещи, и их не надо сравнивать».
— Поговорим о еще одной заинтересованной стороне, о которой Вы уже упомянули — работодателях. В одной из публикаций Вы отметили: «Анализ 140 тыс. IT-вакансий показал, что примерно в 48% из них требуется высшее образование, тип образования при этом не важен. Одновременно в индустрии есть мнение, что бизнес стремится нанимать только выпускников профильных технических вузов, например ИТМО, МГТУ, МФТИ, МГУ, которые дают качественное образование». Так что и для кого сегодня важнее: образование или опыт?

— Диплом стал инструментом отсева, а его значимость — следствием выработанных критериев, по которым при большом количестве специалистов на рынке работодателям приходится как-то разделять соискателей на тех, «кого мы берем на работу», и на тех, «кого не берем».

Сегодня самые разные эксперты сходятся во мнении, что высшее образование закладывает очень важные надстройки: способность учиться, погружаться в освоение материала, работать с информацией, критически осмыслять сложные явления. Логическое структурное мышление формируется классическим университетским образованием. Требования рынка и актуальные навыки регулярно меняются, и такой мета-скилл, как способность быстро осваивать новое, закладывается именно в высшей школе. Вот почему для многих работодателей взять студента со второго курса сильного математического или физического факультета из ведущего университета страны бывает даже лучше, чем искать готового специалиста на рынке, потому что у студента большой потенциал, и есть смысл в него вложиться.

Опыт — это про другое. Работодатели расценивают его как преимущество, потому что если у тебя есть опыт решения задач реального бизнеса, то период адаптации в новой компании ты пройдешь быстрее и проще. Но образование и опыт — это две разные вещи, и их не надо сравнивать.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как вы выстраиваете работу с вузами: от этапа переговоров о возможном сотрудничестве до запуска программы. По каким критериям вам важно совпасть, чтобы начать вместе работать?

Мы выстраиваем сотрудничество не столько с университетом, сколько с конкретным держателем программы, человеком, который может перенастроить вузовские процессы под совместную работу с нами, под создание нового совместного продукта. Без человека, который готов «драйвить» этот процесс, без собранной вокруг него команды, заинтересованной в том, чтобы такие форматы пробовать и запускать, нам будет сложно о чем-либо договориться.

Второе условие — готовность университетов, с их устоявшимися структурами и процессами, подстроить свои модели под совместную работу, чтобы студентам было комфортно учиться и им не мешали швы в переходах от одной дисциплины к другой, чтобы наши команды смогли выработать единый глоссарий и общие метрики удовлетворенности продуктом.

Когда два этих этапа пройдены и мы понимаем, что выбрали друг друга, что в вузе есть воля и желание подключиться к совместным программам, в том числе со стороны преподавателей, чья экспертиза для нас очень важна, — только тогда мы приступаем к разработке курса.

— Кто чаще всего в университетах становится тем самым «драйвером», держателем совместной программы? Кто вообще потенциально может им стать: проректор, директор института или департамента ДПО?

— Без согласования проректора по учебной деятельности совместная программа в любом случае не появится. А дальше непосредственно держателем программы может выступать сотрудник института, научной школы, факультета, центра развития онлайн-программы.

Бывает, что внутри факультета или школы уже есть отдельно выделенная структура, которая занимается такими форматами работы.

— А что насчет экономики проекта? В интервью с руководителями из других EdTech-компаний мы обсуждали, что если семестр в вузе стоит меньше определенной суммы, то запускать с ним совместную программу нерентабельно. Поэтому некоторые университеты, в основном региональные, и готовы были бы сотрудничать, но не могут в силу экономических ограничений.

— Всё верно, экономика очень важна. У нас все программы коммерческие, бюджетных мест на них нет, поэтому нам невыгодно запускать программы, на которые придут меньше 40−50 студентов. Чтобы этого не произошло, мы заранее делаем оценку рынка. У задуманной программы определенно должен быть потенциал.

Второй критерий — это стоимость обучения. При запуске первых программ мы понимали, что бренды ведущих московских университетов продаются лучше, у них и чек выше, и люди понимают, за что они платят. С 2023 года у нас появились программы совместно с сильными региональными университетами. Их стоимость пониже, но мы тоже набираем на эти программы необходимое количество студентов, потому что конкретно на эти университеты, на их экспертизу есть спрос.

— Что университетам нужно знать об OPM-модели, которая помогает отстраивать процессы создания онлайн-программ с нуля и быстрее привлекать новых студентов?

— У OPM-модели (online program management) есть две вариации. Первая — когда университет хочет выйти на образовательный онлайн-рынок, но у него нет для этого сервисной инфраструктуры. В этом случае вуз закупает нужную услугу или продукт у сторонней компании.

Вторая вариация — это когда университет создает совместный продукт с EdTech-компанией партнером и разделяет с ней часть обязанностей и функций. Об этом формате мы с вами и говорим. В этом случае университет понимает, что у него есть экспертиза, есть крутые преподаватели, профессура, есть свой обучающий контент, но нет, например, выстроенного сервиса и возможности его поддерживать для большого количества студентов в онлайн, нет прокачанного маркетинга. Мы как EdTech-партнер восполняем эти дефициты.
«...мы получили доступ к большому количеству обученных людей, и с ними точно можно создавать что-то интересное, с большим влиянием на экономику страны».
— Как Вы полагаете: изменились ли за время существования совместных программ цели, амбиции и ожидаемые результаты от этого сотрудничества для вас и ваших вузов-партнеров?

Когда мы запускали первые программы, то в моменте фокусировались на их качестве и результате. Мы двигались пошагово: для начала нужно было набрать студентов, довести до первой сессии. Основной целью тогда было обучить студентов в соответствии с требованиями к выпускникам программ высшего образования и запросам рынка. Далеко не все тогда верили в то, что нам удастся это сделать. Сейчас на наших совместных программах обучается более 1200 студентов, и уже состоялись первые выпуски. У продукта появилось свое имя, репутация. В этом году мы масштабировали направление высшего образования и запустили 7 новых онлайн-магистратур в партнерстве с ведущими вузами, всего таких программ сейчас 13.

Теперь мы задаемся вопросом: а что дальше? Мы хотим готовить конкретной профессии на еще более высоком уровне, или чтобы у людей появилась возможность совмещать онлайн-обучение, например, с научной деятельностью? Хочется чего-то большего. Чтобы у наших выпускников были прямые связи с отраслью и они больше влияли на ее развитие, а не просто занимали вакантные места, чтобы появлялись программы на стыке наук, с потенциалом создания стартапов. Как к этому подойти, как выстроить подходящее для этих целей образовательное пространство? Команды, которые сейчас отвечают за образовательный процесс в EdTech, думают над этими вопросами, над тем, какой следующий шаг, потому что мы получили доступ к большому количеству обученных людей, и с ними точно можно создавать что-то интересное, с большим влиянием на экономику страны.

— А университеты, на Ваш взгляд, хотят чего-то большего от этого сотрудничества?

Я знаю, что в отдельных командах в университетах, с которыми мы работаем, тоже задаются вопросом, куда двигаться дальше. Могут ли они, например, создать онлайн-лаборатории, и если да, то где, на чьей базе? Как туда привлекать студентов, как организовывать это пространство, если обучающиеся находятся в разных регионах страны, в разных часовых поясах? Думаю, решения появятся, просто вузам нужно время пережить, переосмыслить этот новый для них опыт.
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.