Задача университета —
определить тренды в образовании

Интервью с ректором ДГТУ Бесарионом Месхи

Донской государственный технический университет за один год открыл 35 новых направлений подготовки, что соизмеримо с запуском нового вуза. Его инженерная школа с уникальной системой подготовки уже заслужила положительные отзывы экспертов как пример успешного образовательного эксперимента.

Об этом и многом другом мы поговорили с ректором ДГТУ Бесарионом Месхи.


Ректор должен знать, что происходит в регионе
— Донской государственный технический университет ставит перед собой цель — быть университетом нового формата с новой системой управления и обучения, ориентированной на практику и производство. Что такое «университет нового формата» в Вашем понимании?

— Это тот университет, в котором руководство умеет слышать и понимать, что происходит вокруг, оперативно на это реагировать. Не на информационный шум, а на реальное положение дел.

Для университета главная необходимость — определить все образовательные тренды, которые сегодня есть не только внутри нашей страны, но в целом на международном уровне. Востребованность специалистов, где и когда открываются новые предприятия, как меняются специальности, профессии — всё это вуз должен отслеживать.

Завтра наши выпускники станут руководителями региона, заводов, предприятий и малых предпринимательских организаций, станут частью бизнес-сообщества, и мы должны чётко понимать, какие у них перспективы.
Мне как ректору необходимо знать, что происходит в регионе, какая у него программа развития, чтобы мы полностью в нее вписались. Думаю, у нас это получается, поэтому мы и стали в свое время опорным университетом.

«Для университета главная необходимость — определить все образовательные тренды, которые сегодня есть не только внутри нашей страны, но в целом на международном уровне».

— Как Вы оцениваете скорость реакции российских вузов на вызовы времени? К примеру, во время пандемии, когда возник соответствующий научный запрос, в Вашем университете открылся новый факультет биоинженерии и ветеринарной медицины. У всех ли получается так же оперативно реагировать на актуальную повестку дня?

— Я не хотел бы никого критиковать — ругать, как говорится, может каждый, но вынужден признать, что не все университеты так же быстро реагируют на вызовы.

Назову Вам одну цифру — вдумайтесь: за год пандемии ДГТУ пролицензировал и аккредитовал в три раза больше новых направлений подготовки, чем все вузы Ростова-на-Дону, Ростовской области и Краснодара вместе взятые. Это почти как открыть новый университет.

Ростовская область — динамично развивающийся регион, здесь открываются новые заводы, запускаются предприятия. Те направления подготовки, что мы открыли, сегодня крайне востребованы на рынке труда и охватывают множество отраслей: авиа- и машиностроение, литейное производство, сельхозмашиностроение и «умное» сельское хозяйство.

«Что нужно делать вузу и его ректору, чтобы успевать за трендами времени? Создавать условия для своих ученых: материальную базу для проведения исследований, лаборатории, закупать современное оборудование».

Что нужно делать вузу и его ректору, чтобы успевать за трендами времени? Создавать условия для своих ученых: материальную базу для проведения исследований, лаборатории, закупать современное оборудование.

— В сентябре 2022 года в ДГТУ откроется набор студентов по 9 новым образовательным программам магистратуры по изучению искусственного интеллекта. Это направление, похоже, тоже очень важно для вуза?

— Смотрите: искусственный интеллект — это та технология, которая сегодня необходима во многих отраслях.

Недавно мы испытывали на нашем полигоне комбайн с автоматическим управлением. Такие машины с искусственным интеллектом в агропромышленном комплексе — это завтрашний день нашей страны, наша продовольственная безопасность. Задача вуза — обеспечить эту отрасль высококвалифицированными кадрами и технологиями.

Думаю, через год-два Ростсельмаш, российский производитель сельскохозяйственной техники, будет выпускать современные мощные тракторы и комбайны, независимо от международной обстановки, в том числе при помощи разработок и специалистов, которых готовит ДГТУ.

Ростовский гринфилд
«Когда я слышу от коллег: «Давайте делать так, потому что мы всегда так делали», то всегда отвечаю, что то, что мы делали вчера, сегодня уже не подходит, не работает. Нам нужно работать на опережение».

— Вы заговорили о разработках, и здесь мы переходим к очень интересной теме. Многие эксперты считают Вашу инженерную «Школу Икс» по-настоящему прорывной историей. Этот проект создан по принципу образовательного гринфилда, нового начинания в чистом поле, где не нужно переделывать или сносить существующие структуры и конструкции, или это что-то другое?

— Мы с самого начала задумывали этот проект как вуз внутри университета, со своими правилами: ни в коем случае ничего не перестраивать, не достраивать, не ремонтировать, а создавать новую школу с нуля, с чистого листа. Проект назвали Институтом опережающих технологий «Школа Икс». Почему так?

Когда я слышу от коллег: «Давайте делать так, потому что мы всегда так делали», то всегда отвечаю, что то, что мы делали вчера, сегодня уже не подходит, не работает. Нам нужно работать на опережение.

Признаюсь, было непросто убедить совет университета создать в вузе отдельную, ни на что не похожую структуру с уникальной траекторией подготовки будущих инженеров, но мы это сделали.

«В каждой группе я назначал старшего и говорил ему: «Ваша задача привезти с обучения всё, что есть сегодня нового и современного в образовании».


— А кто убедил Вас в том, что Школа нужна университету?

— Меня и не надо было долго убеждать, я сразу понял, что это верное решение.

Всех молодых сотрудников, которых я планировал в перспективе поставить на новые должности деканов и проректоров, мы поэтапно, по 6-8 человек, направляли на учебу в Сколково.

В каждой группе я назначал старшего и говорил ему: «Ваша задача привезти с обучения всё, что есть сегодня нового и современного в образовании». То, что «Школа Икс» в итоге запустилась, заслуга всей команды.

— Как там проходит обучение студентов?

— Студенты ведут проектную деятельность с доступом к инженерной и технологической базе и каждые 1,5–2 месяца защищают свои проекты. Защита проходит в группе из шести человек, где каждый учится выступать, делать доклады, учится управлять проектом и работать в команде.

Студенты по-настоящему увлечены учебой. Недавно мне ночью позвонила охрана, спрашивала, что им делать: 15 человек до сих пор сидят в аудитории и собирают какого-то робота для выставки. Сказал: «Оставьте, пусть делают».

Для подготовки проектов ребята ездят на предприятия, некоторые уже работают, получают зарплату. Они студенты 3-го курса, а их уже разобрали работодатели.

В целом это успешный эксперимент. К нам даже приезжают преподаватели из Красноярска, Тюмени и бесплатно ведут занятия. Им интересно, они получают уникальный опыт и сами растут как профессионалы. В первый набор попали сто студентов. Сейчас они уже на 3-м курсе, в будущем году будут выпускаться.

Вдохновившись этим успешным экспериментом, мы приняли решение постепенно трансформировать весь бакалавриат ДГТУ в соответствии с принципами, на которых построена «Школа Икс». С прошлого года мы запустили эту трансформацию, и сейчас на новой модели бакалавриата у нас обучается 400 человек.

— Как Вы считаете, современный университет должен состоять именно из таких школ или в нем должно быть сочетание с традиционными факультетами и школами?

— Должно быть и то, и другое. Внутри университета должны быть разные образовательные платформы.

— А вот еще интересные цифры о ДГТУ: более 400 слушателей Вашей программы дополнительного профессионального образования открыли после обучения свое дело, более 700 человек устроились на новую работу. Это в основном те, кто проходит переподготовку или те, кто повышает квалификацию?

— Программа ДПО была поддержана министерством науки и высшего образования, для ее реализации было отобрано несколько университетов, включая ДГТУ. Решение очень важное, потому что благодаря ему сотни людей, которые потеряли работу или захотели сменить профессию, нашли себе место.

Кроме того, мы организовали внутреннюю бесплатную систему допобразования для наших выпускников, у которых уже есть договоренности с работодателем и им нужно повысить квалификацию для конкретного вида деятельности. 1 500 студентов воспользовались этой возможностью.


«Самое счастливое воспоминание — когда мне вручили студенческий билет»
— Бесарион Чохоевич, недавно вышел указ Президента о награждении Вас орденом Дружбы. Поздравляем Вас и желаем дальнейших трудовых успехов. В
интервью нашему порталу Ваш коллега, ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Сергей Барышников рассказал интересную историю о самой ценной своей награде. Знаем, что у Вас тоже много наград. Может быть, с одной из них тоже связаны какие-то особенные воспоминания?

— Для меня это медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», которую я получил из рук губернатора за социальный проект по строительству жилых домов для наших сотрудников. Это было в 1990-е годы.

Я был тогда проректором и организовывал получение квартир для преподавателей, которые по 30 лет ждали жилье. Для меня важно, что мы смогли тогда поддержать моих учителей, профессоров, которые вместе с семьями ютились в комнатушках и получили наконец-то трехкомнатные квартиры. Я тогда подумал, что не зря работаю. Для руководителя, который вкладывает свою душу в работу, это ценно.

— Какое достижение Бесарион Чохоевич Месхи считает главным в своей жизни? Не как должностное лицо, а как человек, личность.

— Мое главное достижение — это моя семья, мои сыновья, которых я смог воспитать, поставить на правильный жизненный путь.

Моя карьера — это тоже мое достижение. Я, простой студент, своим трудом прошел путь от лаборанта до ректора вуза, который сам когда-то окончил, и стараюсь делать всё ради его блага. Иногда даже в ущерб семье, своему здоровью, чтобы никого не подвести в коллективе, который мне оказал самое высокое доверие.

Думаю, у меня это от родителей: у нас в семье все работали, я сам получил трудовую книжку в 16 лет. Отец был трудоголик, мама тоже прожила достойную жизнь и была особым, удивительным человеком, который никогда ни с кем не конфликтовал. Она приучила меня трудиться.

— Перед главным корпусом вуза к его 85-летию установили самые большие в России механические часы, которые отсчитывают счастливые часы студенческой жизни. Этот рекорд еще никому не удалось побить?

— Механические часы, которые мы установили возле ДГТУ, уникальны в своем роде, навряд ли кто-то сможет побить их рекорд. Они изготовлены руками наших сотрудников, и других таких в мире нет — именно механических, а не маятниковых или электрических.

Весь город приходит к ним — посмотреть, сфотографировать, это уже местная достопримечательность.

— А у Вас какие самые счастливые воспоминания о студенческой жизни?

— Я поступил в университет, на факультет сельхозмашиностроения, после армии, мне было уже 20 лет. Самое счастливое воспоминание — это когда мне вручили студенческий билет и зачетную книжку. До сих пор помню приветственную речь декана, он тогда сказал очень правильные напутственные слова.

Беседу вели Александр Никифоров, Екатерина Позднякова.

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

19 июля 2022



[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.