«Меня так учили, и я так буду учить» — сегодня эта позиция не работает

Интервью с ректором Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова Игорем Петрищевым.
Что есть педагогическое мышление и можно ли его сформировать в педагогическом университете? Как в вузе организовать разные точки входа для тех, кто решил связать свою деятельность с образованием, имея за плечами разный профессиональный опыт? Эти вопросы мы обсудили с ректором Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова.

—Игорь Олегович, предлагаем начать наш разговор с темы, которую недавно обсуждали на семинаре «Педагогическое образование в России: кто мы, откуда, куда мы идем?» в Институте образования Высшей школы экономики. Один из спикеров, ректор Московского городского педагогического университета И. М. Реморенко, отметил: раз в педагогику люди приходят разными путями, значит, и учить их надо по-разному, предлагая наиболее подходящие под их цели треки. Как Вы полагаете, есть ли в педагогических университетах возможности реализовать такие разновариантные программы обучения?

— Я посмотрел эту дискуссию и добавлю, что история, когда люди приходят в педагогическую профессию по разным каналам и с разным опытом, достаточно стандартная.

Помимо выпускников школ, в педагогические вузы всегда поступали взрослые люди. Получив техническое или естественнонаучное образование и поработав на предприятиях или в организациях, в какой-то момент они решили освоить социально ориентированную профессию, где человек работает с человеком. В поисках такой сферы деятельности они идут в том числе в педагогику, и в педагогических университетах для такой категории людей всегда были индивидуальные пути для освоения профессии.

В УлГПУ имени И. Н. Ульянова реализуются все формы и уровни образования, среди них я бы отдельно отметил магистратуру. Порядка 60% наших магистрантов ранее отучились в педагогическом бакалавриате и захотели получить дополнительную специализацию. Это особенно актуально для тех, кто планирует работать в сельской школе, где из-за дефицита учителей может не хватать даже двух профилей в дипломе.

Остальные 40% — это как раз те, кто не имеют базового педагогического образования, но осознанно захотели связать свою жизнь с педагогикой, с работой в различных образовательных организациях. Таких магистрантов достаточно много на заочной форме обучения, куда приходят уже зрелые люди. После окончания обучения они трудоустраиваются в различные образовательные организации: колледжи, университеты; поступают в аспирантуру.

Есть специалисты, которые давно работают в школе, но по какой-то причине не получили педагогического образования, — у них тоже есть потребность в магистратуре нашего университета.

Конечно, для всех этих вариантов мы стараемся проектировать отдельные образовательные программы.

— Это о том, что в отчете о самообследовании сформулировано как миссия университета: «помогать гражданам всех возрастов и поколений реализовывать свои образовательные потребности»?

— В отчете мы, скорее, говорим об открытости университета, о том, что у нас есть много направлений подготовки, но все они так или иначе связаны с развитием человека, будь то юриспруденция, социальная работа, журналистика, теология, организация культурно-досуговой деятельности, а не только педагогические программы.

«Осознанно реализоваться в педагогической профессии в целом непросто».
Сложно ли человеку в зрелом возрасте, будучи профессионалом в другой сфере деятельности, прийти в педагогику?

— Осознанно реализоваться в педагогической профессии в целом непросто. Вспомните 1990-е годы, когда, к примеру, отставные военнослужащие приходили работать в школы учителями ОБЖ или труда и делали это с разным успехом.

На мой взгляд, если человек делает этот выбор из стремления передать свой опыт, поделиться своими ценностными ориентирами, у него всё получится — может быть, не сразу и не самостоятельно. Важную роль в этом процессе играет и то, где он получит педагогическое образование, и тот коллектив, в который он придет работать. Как и молодому учителю, который впервые устраивается в школу, специалисту в новой для него профессии нужен наставник, коллеги, которые поддержат советом. Если этого нет, учитель, сколько бы лет ему ни было и каким бы опытом он ни обладал, вероятно, уйдет из школы.

Вернемся к вашей магистратуре, где есть программы «Управление образовательными системами» и «Проектирование и управление в социальнообразовательной сфере». Как вы проектировали эти программы?

— В определенный момент мы поняли, что реализуемые у нас магистерские программы стали однотипными и в них надо что-то менять. Мы встречались с учителями, с директорами и завучами школ, с работниками сферы управления образованием региона и выяснили, что у многих из них есть запрос на управленческое образование. Причем это не просто потребность в получении «корочек», а именно в понимании того, как управлять образовательными системами и учреждениями.

Изначально мы проектировали программу таким образом, чтобы в ней был управленческий модуль, который по итогам освоения программы мы могли бы засчитать в качестве проверочного мероприятия, а после выдать слушателю диплом о профессиональной переподготовке в сфере менеджмента. Такой вариант мы не реализовали и остались в рамках педагогического образования. Тем не менее, программа до сих пор популярна, бюджетные места на ней всегда заполнены.

Вторую программу, «Проектирование и управление в социальнообразовательной сфере», мы создавали совместно с Агентством технологического развития, к которому у нас изначально был конкретный запрос — обучать педагогов проектной деятельности. Но когда мы проанализировали, кто сможет поступить на такую программу из нашего региона, то поняли, что в таком виде ее реализовать не получится: соберется малая группа, невыгодная вузу с точки зрения экономики. Мы немного расширили программу, и она стала востребованной.

— В УлГПУ имени И. Н. Ульянова также реализуется две сетевых образовательных программы магистратуры — с Ульяновским государственным техническим университетом и в составе Консорциума педагогических вузов. Приведите, пожалуйста, примеры совместных проектов.

Выстраивание партнерских долгосрочных отношений в сфере образования с другими вузами, среди которых Ульяновский государственный технический университет и вузы, входящие в состав Консорциума педагогических вузов, — одна из наших приоритетных задач.

Успешным вариантом сотрудничества стала программа по биоинформатике, которую мы запустили с Ульяновским государственным техническим университетом. Вместе с ректором Надеждой Глебовной Ярушкиной и нашими университетскими командами мы проходили обучение в Сколково, где договорились реализовать общую магистерскую программу на базе нашего Научно-исследовательского центра по биоэкологии и биотехнологии. Внутри программы ведется научный проект по раннему определению меланомы, и уже получен реальный практический результат.

В этом году мы объявили набор на ещё одну общую с УлГТУ программу магистратуры по направлению «Педагогическое образование» профиля «Инженерно-педагогическое образование». Магистранты, освоившие эту программу, смогут включиться в исправление ситуации по нехватке инженерных кадров в области образования.

С Консорциумом педагогических вузов мы спроектировали программу по развитию личностного потенциала, которая существенно усилила взаимодействие университетов внутри этого объединения. В особенности это студенческий обмен, когда обучающиеся разных университетов работают друг с другом не только в дистанционном формате, но и вживую, на площадках вузов-участников консорциума.

— На базе УлГПУ функционирует Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Его силами проведены статистические исследования по анализу низких образовательных результатов на примере местных школ. Как собираются данные для анализа, по каким методикам вы их обрабатываете?

— За основу мы взяли методику Федерального института оценки качества образования и немного ее доработали под наш проект. Данные собирали с помощью анкетирования педагогов и руководителей школ, которое включало 50 вопросов по разным направлениям работы и школьным практикам. По рекомендации Центра непрерывного повышения педагогического мастерства мы использовали полученные данные для работы со школами с низкими образовательными результатами, что помогло значительно выправить ситуацию в этих учреждениях. Выявленные дефициты мы внедрили в курсы повышения квалификации, в индивидуальные образовательные маршруты учителей и в университетский образовательный процесс.

— О каких дефицитах идет речь?

— От педагогов было много вопросов по предметной и методической части, по внедрению новых стандартов образования. У молодых учителей из городских школ сложности вызывает взаимодействие с родителями учеников — те не всегда выступают помощниками в образовательном процессе. Несомненно, на образовательный процесс влияют управленческие решения руководства школ и мотивация учителей, а также материально-техническое оснащение заведений и внедрение цифровизации в обучение.
«...количество «трудных» детей, на мой взгляд, увеличивается, как и количество инклюзий, с которыми нужно уметь работать учителю».
Еще один сложный вопрос современной педагогики — как работать с трудным поведением школьников. Каким инструментарием может снабдить будущего учителя педагогический университет?

В настоящее время определены множество путей и способов работы с такими детьми, где за основу работы положено не воздействие, а взаимодействие. Подготовка будущих педагогов по ключевым компетентностям, связанным с коммуникативной, организационной деятельностью, в нашем вузе проходит в рамках изучения психолого-педагогического и воспитательного модуля основной профессиональной образовательной программы.

Углубленная подготовка к работе с «трудными» детьми в УлГПУ осуществляется на факультете педагогики и психологии по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Социальная педагогика и психология». Студенты изучают специальные технологии и методы, позволяющие взаимодействовать с социумом трудного ребенка, приемы и способы формирования системы регуляции поведения и деятельности воспитанников.

Стоит отметить, что количество «трудных» детей, на мой взгляд, увеличивается, как и количество инклюзий, с которыми нужно уметь работать учителю. Для оказания поддержки у нас работает Центр сопровождения молодого педагога, куда учитель может обратиться за помощью к нашим опытным преподавателям, к психологам.

Мы сейчас на пути к тому, чтобы в дисциплины, которые учат будущих педагогов работать в трудных ситуациях, добавить больше практической деятельности. Для этого развиваем виртуальный педагогический симулятор, на котором можно отрабатывать нетипичные ситуации в классе, способы реагирования на неадекватное поведение ученика. Планируем разрабатывать для этого тренажера новые сюжеты и сценарии действия.
«...у каждого из нас есть опыт, полученный от настоящего учителя, который никогда не устареет».
— В интервью с ректорами мы говорим о развитии у студентов разных типов мышления: предпринимательского, инженерного, цифрового. А вот педагогическое мышление — это про что? Про интуицию, опыт, про позицию: «Меня так учили, и я так буду учить» или про рациональный выбор актуальных методик преподавания?

— В первую очередь это про новые методики и технологии, которые учитель должен правильно использовать на уроках, во внеурочной деятельности и в тех ситуациях, когда он встречается с учеником или его родителями во внешкольной жизни.

Педагогическое мышление не может быть без интуиции, которая помогает почувствовать тот момент, когда конкретному ребенку нужно уделить больше внимания, когда необходимо выслушать родителя. Это не всегда про опыт и знания.

А вот позиция «Меня так учили, и я так буду учить» — мне кажется, сегодня не работает. Хотя, несомненно, у каждого из нас есть опыт, полученный от настоящего учителя, который никогда не устареет.
— Игорь Олегович, как, на Ваш взгляд, стать Учителем, которого и через много-много лет будут вспоминать с благодарностью? Особенно сегодня, для поколения детей, для которых авторитет педагога уже не настолько значим, как для предыдущих поколений.

— Помню, как более 10 лет назад познакомился с педагогом-новатором, Заслуженным учителем РФ, создателем авторской педагогической технологии Юрием Ивановичем Латышевым, и спрашивал о его методиках перевернутого урока. В его словах неоднократно звучало: учитель должен быть интересным для учеников. Это только кажется, что детей легко ввести в заблуждение, на самом деле это не так — они всё понимают и всегда чувствуют, когда учитель с ними искренен, когда он открыт перед ними, и отвечают ему взаимностью. Думаю, вот так можно стать тем самым педагогом, которого ученики запомнят и будут годами вспоминать с благодарностью и теплотой.

— А у Вас есть такой Учитель?

— Есть, и не один. Одну из моих учительниц, Екатерину Владимировну Убу, которая впоследствии стала победителем конкурса «Учитель года России», министром образования Ульяновской области и зампредом регионального правительства, я запомнил потому, что у нее на уроках всегда был творческий подход к делу, и ее всегда было интересно слушать. Я до сих пор при встрече слушаю ее с тем же ученическим интересом.

С благодарностью вспоминаю учительницу математики Ларису Анатольевну Жоголеву, которая научила меня работать четко, системно.

Вне школы своим Учителем я могу назвать тренера по большому теннису Валерия Александровича Самсонова. Меня всегда удивляло его умение быть одновременно и ненавязчивым наставником, и другом, с которым, тем не менее, невозможно панибратство — каким-то образом он умеет держать эту невидимую планку. Думаю, это и есть педагогический талант.

Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.