— 59% бакалавров и 64% магистрантов АлтГТУ 2021 года выпуска остались работать в Алтайском крае. Как Вы оцениваете эти цифры: это много или мало? Вообще это проблема — миграция выпускников в другие регионы?— При всем моем патриотизме как руководителю вуза мне приятно, что выпускники АлтГТУ востребованы не только в Алтайском крае. Это говорит о качестве их подготовки. Даже те цифры, что Вы привели, не показатель, ведь те, кто остается сразу после выпуска из вуза, могут уехать потом, когда «оперятся» определенным опытом, компетенциями, соберут хорошее портфолио.
На мой взгляд, мотивировать молодых специалистов оставаться в родном регионе не совсем задача вуза. В этом больше заинтересованы местные предприятия.
Университет помогает тем, что обеспечивает студентам возможность посмотреть место будущей работы, увидеть, как там происходят рабочие процессы, узнать руководство. Большинство наших обучающихся к выпускному курсу уже знают, где они будут работать.
А дальше надо включаться работодателям: создавать условия, предлагать достойную зарплату, ставить интересные профессиональные задачи.
Вместе с тем считаю совершенно нормальным, что в город приезжают учиться из одних регионов, а потом уезжают в другие. Приведу в пример наших замечательных коллег из Томска — города университетов, где учится очень много приезжих студентов, а процент тех, кто остается после выпуска, наверное, не очень высок, потому что в городе с полумиллионным населением просто нет столько рабочих мест. Вузы готовят кадры, которые потом уезжают работать по всей стране.
— А из каких регионов приезжают студенты АлтГТУ? — Практически из всех областей и краев Сибирского федерального округа. Много ребят из Казахстана, Таджикистана. Иностранные студенты в основном возвращаются потом на родину, а наши едут в самые разные регионы: от Новосибирска до Москвы и Санкт-Петербурга.
— Ректор соседнего с вами вуза, Алтайского госуниверситета, Сергей Бочаров рассказывал, что к ним поступила абитуриентка из Москвы. Столичный житель для сибирского вуза все-таки скорее экзотика. — Бывают всякие жизненные ситуации. К нам, например, поступают петербуржцы.
— АлтГТУ давно и активно сотрудничает с университетами Китая: Яньшанским, Даляньским, Университетом Шихэцзы, Университетом Урумчи. Какие особенности или подходы китайской системы высшего образования могли быть полезны в российских вузах? — Наше сотрудничество начиналось с изучения китайскими студентами русского языка. Несмотря на то, что мы технический вуз, у нас довольно сильная программа подготовки по русскому языку для иностранных студентов.
Видя эти результаты, мы решили освоить встречное направление и обучать китайскому языку наших студентов, чтобы они могли потом получать образование в Китае.
За время учебы в АлтГТУ многие осваивают китайский и английский языки, получают, помимо нашего, еще и китайский диплом в области IT, становятся востребованными специалистами, в том числе за рубежом. Сейчас мы рассматриваем вопрос совместной подготовки студентов в направлениях пищевых продуктов и материаловедения.
У китайской образовательной системы нам было бы полезно перенять то упорство, с которым они реализуют свои программы и улучшают материальную базу университетов, а также их умение тесно работать с предприятиями, обучать студентов на конкретных задачах производства.