— Многие ректоры опорных университетов и вузов-участников программы «Приоритет 2030» на наш вопрос, каких целей они стремились достичь благодаря этим статусам, говорили в интервью, что это не только реализация стратегических проектов университета, это еще и выход из зоны комфорта для всего коллектива, некая встряска и возможность пересобрать оптимальную для себя модель управления и развития. Можно ли то же самое сказать об Алтайском госуниверситете? Вас перечисленные статусы как-то изменили внутренне?— Статус и деньги, которые вместе с ним выделяют университету, — это, конечно, не самоцель. Прежде всего это возможность развернуть работу внутри университета, оглядеться и сформулировать смысл своей деятельности.
Еще до «Приоритета-2030», будучи опорным университетом, АлтГУ позиционировал себя как вуз для своего региона. Мы осознаем свои сильные и слабые стороны, сложность конкуренции с ведущими федеральными университетами, такими, например, как МГУ или Санкт-Петербургский политех, при несопоставимых масштабах финансирования. Поэтому основным направлением работы было выбрано развитие Алтайского края, использование возможностей его географического местоположения и уникальных ресурсов.
Алтайский край, благодаря своему ландшафту и природно-климатическим особенностям, входит в число 200 экорегионов мира с высокой концентрацией биоразнообразия, что создает хорошую базу для исследования наукам о жизни.
В регионе развито сельское хозяйство. Край в межрегиональном разделении труда позиционируется как лидер в производстве продуктов питания, что требует соответствующего научного и технологического сопровождения.
Алтай обладает богатыми рекреационными ресурсами, и это своеобразный экологический бренд. С одной стороны, это позволяет развивать внутренний и въездной экологический и оздоровительный туризм. А с другой — развивать производство лекарственного сырья и препаратов для здоровья.
Работа по этим направлениям и обусловила перечень стратегических проектов в программе «Приоритет-2030».
Алтайский край вместе с Республикой Алтай находятся на стыке границ трех государств: Казахстана, Китая и Монголии, что во многом определяет азиатский вектор нашего развития. В сфере образования и науки Алтайский госуниверситет — своего рода ворота из России в Центральную Азию.
При этом география международных партнерств гораздо шире. Количество университетов, активных членов Ассоциации азиатских университетов, созданной по инициативе АлтГУ, превышает 80.
В АлтГУ учатся тысячи студентов из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран, реализуются десятки совместных образовательных и научных проектов в области археологии, истории, этнографии, культурологии, политологии.
Фактически университет продолжает выполнять миссию опорного университета, но на более продвинутом уровне: готовим современные кадры, ведем научно-инновационную деятельность, работаем с местными сообществами и стейкхолдерами, формируем консорциумы с бизнесом, научными организациями, с другими университетами.
На фоне многообразия постоянно решаемых задач участие в программе «Приоритет-2030» расставляет важные акценты, заставляет встряхнуться подразделения и обеспечивает мотивацию деятельности сотрудников вуза.
Ректор хоть и обладает достаточно широкими полномочиями, все-таки находится в рамках, которые ему устанавливает коллектив. Произвола здесь быть не может. Поэтому руководителю вуза постоянно нужно искать стимулы и мотивы, которые бы вовлекали сотрудников в дополнительную активность для развития университета, создавали основу для сотрудничества ректората и коллектива.
В нашем университете, как и везде, есть пассионарии, которые инициативно реагируют на любые изменения. А есть так называемый «хвост кометы» — те, кто требует от ректората расширения социальных благ, но при этом не готов принимать активное участие в развитии университета, ограничиваясь выполнением аудиторной работы.
Участие в программах опорного университета и «Приоритет-2030» позволило сформировать деятельное ядро университетского коллектива и продолжает наращивать число активистов.
— А какие это могут быть мотивирующие аргументы? Вы как вдохновляли коллектив?— Недавний пример — это внутренний университетский конкурс грантов — наш «мини-приоритет».
В Алтайском госуниверситете уже несколько лет реализуется практика внутриуниверситетских грантов, но она имеет отношение исключительно к научной тематике и сводится к поддержке 10–15 заявленных проектов в год.
За счет средств «Приоритета-2030» внутренний конкурс был существенно расширен и предусматривал поддержку не только научных, но также образовательных, молодежных и иных проектов с дифференцированной суммой, включая приобретение дорогостоящего оборудования.
Многие коллеги, прямо скажем, сначала выражали сомнение в том, что ректорат сдержит обещание и поддержит инициативы. Но когда по итогам отбора проектов первой волны была осуществлена поддержка в размере 80% от заявленной стоимости проекта, количество представленных заявок резко возросло. В результате было проведено три волны конкурса и отобрано почти 70 проектов.
В декабре подведем итоги. Если результаты будут признаны успешными, то в следующем году однозначно повторим эту практику, потому что она позволяет выявлять новые инициативы и расширять число вовлеченных сотрудников.