«Университет больше нельзя рассматривать только как образовательную организацию»

Интервью с ректором Алтайского государственного университета (АлтГУ) Сергеем Бочаровым.
Алтайский государственный университет — пример вуза, который сумел эффективно использовать внешние условия в пользу своего развития. Удаленность от федерального центра, — а из Барнаула до Москвы лететь 4 часа, — которая, на первый взгляд, является барьером, выступила преимуществом и, учитывая близость к границам трех стран, позволила университету стать авторитетным центром международного сотрудничества с азиатскими вузами. Университет, лидер по ряду предметных направлений, стал крупнейшим вузом региона, ради учебы в котором абитуриенты приезжают учиться из десятков регионов и зарубежных стран.

Как преодолеть барьер недоверия
«Ректор хоть и обладает достаточно широкими полномочиями, все-таки находится в рамках, которые ему устанавливает коллектив. Произвола здесь быть не может. Поэтому руководителю вуза постоянно нужно искать стимулы и мотивы, которые бы вовлекали сотрудников в дополнительную активность для развития университета, создавали основу для сотрудничества ректората и коллектива».
— Многие ректоры опорных университетов и вузов-участников программы «Приоритет 2030» на наш вопрос, каких целей они стремились достичь благодаря этим статусам, говорили в интервью, что это не только реализация стратегических проектов университета, это еще и выход из зоны комфорта для всего коллектива, некая встряска и возможность пересобрать оптимальную для себя модель управления и развития. Можно ли то же самое сказать об Алтайском госуниверситете? Вас перечисленные статусы как-то изменили внутренне?

— Статус и деньги, которые вместе с ним выделяют университету, — это, конечно, не самоцель. Прежде всего это возможность развернуть работу внутри университета, оглядеться и сформулировать смысл своей деятельности.

Еще до «Приоритета-2030», будучи опорным университетом, АлтГУ позиционировал себя как вуз для своего региона. Мы осознаем свои сильные и слабые стороны, сложность конкуренции с ведущими федеральными университетами, такими, например, как МГУ или Санкт-Петербургский политех, при несопоставимых масштабах финансирования. Поэтому основным направлением работы было выбрано развитие Алтайского края, использование возможностей его географического местоположения и уникальных ресурсов.

Алтайский край, благодаря своему ландшафту и природно-климатическим особенностям, входит в число 200 экорегионов мира с высокой концентрацией биоразнообразия, что создает хорошую базу для исследования наукам о жизни.

В регионе развито сельское хозяйство. Край в межрегиональном разделении труда позиционируется как лидер в производстве продуктов питания, что требует соответствующего научного и технологического сопровождения.

Алтай обладает богатыми рекреационными ресурсами, и это своеобразный экологический бренд. С одной стороны, это позволяет развивать внутренний и въездной экологический и оздоровительный туризм. А с другой — развивать производство лекарственного сырья и препаратов для здоровья.

Работа по этим направлениям и обусловила перечень стратегических проектов в программе «Приоритет-2030».

Алтайский край вместе с Республикой Алтай находятся на стыке границ трех государств: Казахстана, Китая и Монголии, что во многом определяет азиатский вектор нашего развития. В сфере образования и науки Алтайский госуниверситет — своего рода ворота из России в Центральную Азию.

При этом география международных партнерств гораздо шире. Количество университетов, активных членов Ассоциации азиатских университетов, созданной по инициативе АлтГУ, превышает 80.

В АлтГУ учатся тысячи студентов из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и других стран, реализуются десятки совместных образовательных и научных проектов в области археологии, истории, этнографии, культурологии, политологии.

Фактически университет продолжает выполнять миссию опорного университета, но на более продвинутом уровне: готовим современные кадры, ведем научно-инновационную деятельность, работаем с местными сообществами и стейкхолдерами, формируем консорциумы с бизнесом, научными организациями, с другими университетами.

На фоне многообразия постоянно решаемых задач участие в программе «Приоритет-2030» расставляет важные акценты, заставляет встряхнуться подразделения и обеспечивает мотивацию деятельности сотрудников вуза.

Ректор хоть и обладает достаточно широкими полномочиями, все-таки находится в рамках, которые ему устанавливает коллектив. Произвола здесь быть не может. Поэтому руководителю вуза постоянно нужно искать стимулы и мотивы, которые бы вовлекали сотрудников в дополнительную активность для развития университета, создавали основу для сотрудничества ректората и коллектива.

В нашем университете, как и везде, есть пассионарии, которые инициативно реагируют на любые изменения. А есть так называемый «хвост кометы» — те, кто требует от ректората расширения социальных благ, но при этом не готов принимать активное участие в развитии университета, ограничиваясь выполнением аудиторной работы.

Участие в программах опорного университета и «Приоритет-2030» позволило сформировать деятельное ядро университетского коллектива и продолжает наращивать число активистов.

— А какие это могут быть мотивирующие аргументы? Вы как вдохновляли коллектив?

— Недавний пример — это внутренний университетский конкурс грантов — наш «мини-приоритет».

В Алтайском госуниверситете уже несколько лет реализуется практика внутриуниверситетских грантов, но она имеет отношение исключительно к научной тематике и сводится к поддержке 10–15 заявленных проектов в год.

За счет средств «Приоритета-2030» внутренний конкурс был существенно расширен и предусматривал поддержку не только научных, но также образовательных, молодежных и иных проектов с дифференцированной суммой, включая приобретение дорогостоящего оборудования.

Многие коллеги, прямо скажем, сначала выражали сомнение в том, что ректорат сдержит обещание и поддержит инициативы. Но когда по итогам отбора проектов первой волны была осуществлена поддержка в размере 80% от заявленной стоимости проекта, количество представленных заявок резко возросло. В результате было проведено три волны конкурса и отобрано почти 70 проектов.

В декабре подведем итоги. Если результаты будут признаны успешными, то в следующем году однозначно повторим эту практику, потому что она позволяет выявлять новые инициативы и расширять число вовлеченных сотрудников.

Кадровый дефицит в условиях цифровизации
«Можно утверждать, что цифровизация настолько интегрирована в нашу деятельность, что вне цифровой среды процессы просто остановятся. На цифру завязаны образовательная деятельность, исследовательские проекты, продвижение программ ДПО и вся приемная кампания, уровень требований к IТ-сопровождению, который со стороны университета из года в год только возрастает».
— Практически во всех российских вузах теперь есть проректор по цифровой трансформации, и в АлтГУ тоже. Как цифровизация интегрирована в Ваш образовательный и научный процесс?

— Вопрос на самом деле не простой. Когда в 2021 году вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил создать в каждом вузе должность проректора по цифровизации, мы понимали, что главная сложность состоит в том, что это должен быть прежде всего практик, специалист в области цифровых технологий.

Пробовали искать подходящую кандидатуру среди своих профессоров и доцентов в области математики и физики, но лишь подтвердили свои подозрения, что у них другие компетенции, они по большей части нацелены на учебный процесс или на научные исследования. В результате проб и ошибок остановились на кандидатуре, которая совмещает компетенции в области IТ-сферы и медиакоммуникаций. Помимо программного и аппаратного обеспечения, в его задачи входит организация сервисной поддержки образовательному процессу в части ДПО (цифровизация ВО курируется со стороны первого проректора по учебной работе), научной деятельности, административным процессам.

Можно утверждать, что цифровизация настолько интегрирована в нашу деятельность, что вне цифровой среды процессы просто остановятся. На цифру завязаны образовательная деятельность, исследовательские проекты, продвижение программ ДПО и вся приемная кампания, уровень требований к IТ-сопровождению, который со стороны университета из года в год только возрастает.

Возрастающие объемы цифровизации в вузе порождают кадровую проблему. АлтГУ перманентно испытывает кадровый голод в специалистах IT-сферы, который мы частично пытаемся компенсировать за счет наших выпускников. Это отражается на скорости цифровой трансформации университета.

Тем не менее мы движемся вперед. В числе новаций этого года можно назвать электронную зачетную книжку, которая появилась у каждого студента, а также электронный журнал для преподавателей, интегрированные в информационную систему университета.

Благодаря участию в проекте «АКТРУ» университет закупил оборудование, которое позволяет в реальном времени записывать лекции, переводить их на разные языки, осуществлять прокторинг во время проведения испытаний.

Из других видимых для коллектива новаций стала система электронного голосования в ученом совете, которая применяется также в работе диссертационных советов.

«Мы готовим абитуриентов для других вузов»
«Фактически АлтГУ никогда не прекращает заниматься приемной кампанией, просто она проходит разные стадии в течение календарного года».
— Вы упомянули приемную кампанию, как раз о ней следующий вопрос. В этом году у Вас было выделено рекордное количество бюджетных мест для поступления — более 2800. Может случиться, что в следующем году их будет не меньше. Наверняка, университет заинтересован в том, чтобы эти места заняли самые сильные абитуриенты. Что для этого нужно делать вузу уже сейчас?

— Это очень правильная постановка вопроса. В 2022 году Алтайский госуниверситет оказался в числе вузов, которые смогли завершить сложную приемную кампанию в одну волну. Это произошло не само собой, а благодаря системной работе и заделам, которые университет формировал на протяжении многих лет.

Фактически АлтГУ никогда не прекращает заниматься приемной кампанией, просто она проходит разные стадии в течение календарного года.

В университете реализуется множество мероприятий в рамках работы со школами и школьниками, дней открытых дверей. Регулярно проводятся онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ.

Особое внимание уделяется привлечению победителей и призеров всероссийских олимпиад. АлтГУ регулярно входит в пятерку вузов СФО, привлекших наибольшее количество олимпиадников. Для этого АлтГУ на своей площадке организует проведение различных этапов, чтобы пополнять базу данных талантливых ребят.

Есть и своя собственная олимпиада «Покори университет», победители которой получают дополнительные 3 балла при поступлении.

Реализация всех мероприятий в целом дает хорошую конверсию по поступающим талантливым абитуриентам.

— Что Вы думаете о новых правилах поступления в вузы, которые будут действовать с 2023 года? Они упростят процесс приема?

— Новый порядок предполагает возвращение к системе выбора приоритетных специальностей. Плюс к этому, теперь не нужно будет на каждое направление писать отдельные заявления, достаточно будет одного заявления на бюджетный набор и одного — на внебюджет.

На наш взгляд, подобные нововведения должны сократить время работы с документами и, будем надеяться, облегчить жизнь сотрудников приемной комиссии.

Тревогу вызывает другой вопрос, связанный с приемной кампанией: насколько будет отлажен сервис госуслуг, который вместо автоматизации кратно увеличил трудоемкость работы приемной комиссии? В 2022 году для работы с сервисом в АлтГУ пришлось дополнительно задействовать четырех программистов, а также дополнительных волонтеров для обработки информации в режиме реального времени.

Хотелось бы, чтобы доработка сервиса госуслуг по поступлению в вуз онлайн была проведена заблаговременно, а не спущена в сыром виде, создавая дополнительный стресс как для приемных комиссий, так и абитуриентов.

«Практика показывает, что чем лучше мы готовим школьников, тем меньше шансов, что они поступят именно в Алтайский государственный университет: у них появляется возможность поехать учиться в другие регионы».
— Вернемся к вопросу о том, как АлтГУ выстраивает работу с потенциальными абитуриентами. Вы говорили об олимпиадниках, курсах подготовки к ЕГЭ. Какие еще есть направления?

— Работаем с СПО. В университете есть свой колледж, в котором на разных направлениях подготовки обучается более 2000 человек. Мы агитируем их продолжить обучение в АлтГУ уже на программах высшего образования. Примерно 50% остаются.

Работаем со школами непосредственно в профильных классах. Около 25 наших сотрудников преподают там предметные дисциплины. Но нужно признать, что этот формат с каждым годом становится все менее эффективным. Практика показывает, что чем лучше мы готовим школьников, тем меньше шансов, что они поступят именно в Алтайский государственный университет: у них появляется возможность поехать учиться в другие регионы.
«Абитуриент понимает, что, скорее всего, в месте учебы он и будет в дальнейшем строить свою карьеру, поэтому выбирает города с хорошими зарплатами и высокой динамикой жизни».
— Можно сказать, готовите толковых абитуриентов для других университетов?

— Да, такой парадокс. Несмотря на то, что университет дает хорошее образование, молодежь мигрирует в регионы с более высоким уровнем жизни и высокими доходами.

— Эту тему мы обсуждали в интервью с ректором Тольяттинского госуниверситета Михаилом Кришталом, который сказал, что очень многие региональные вузы не хуже большинства столичных, и конкуренцию проигрывают не сами университеты, а их локация.

— Совершенно верно, потому что если у нас появляются дефициты компетенций, мы их компенсируем за счет сетевых программ с другими университетами с помощью цифровых технологий и закрываем лакуны в любой образовательной программе. Ситуация такова, что абитуриент понимает, что, скорее всего, в месте учебы он и будет в дальнейшем строить свою карьеру, поэтому выбирает города с хорошими зарплатами и высокой динамикой жизни.

При этом мы регулярно делаем срезы по количеству трудоустроенных выпускников АлтГУ, и статистика показывает, что более 75% остаются работать в Алтайском крае.

Но справедливости ради следует отметить, что мы наблюдаем и другие процессы: активную образовательную миграцию уже в Алтайский край. В 2022 году к нам на первый курс поступили ребята из 32 регионов страны, включая абитуриентку из Москвы.

— Как Вы думаете, чем АлтГУ привлек москвичку?

— В чате приемной комиссии она написала, что ее родители родом из Алтайского края, и она захотела приехать сюда учиться, потому что ей нравится Алтай и красота его природы.

Это, конечно, редкий случай. Если использовать как аналогию дорожную трассу между Сибирью и Центральной частью России, то в одну сторону мы наблюдаем плотный поток, а в обратную — единичные автомобили.

— Опять же в интервью нашему порталу ректор Томского Политеха Дмитрий Седнев отмечал, что вектор абитуриентской миграции надо разворачивать на восток, и для этого у сибирских университетов есть возможности.

— Полностью соглашусь. В Сибири много сильных вузов: в Новосибирске, Барнауле, Томске, Кемерове, Иркутске. Сибирское отделение Российской академии наук — один из ведущих научных центров страны с высоким авторитетом.

А с учетом сегодняшней непростой обстановки добавлю, что Сибирь становится весьма привлекательной с точки зрения безопасности. Знаю примеры возвращения наших земляков из Крыма или Калининграда: они понимают, что в условиях кардинальных геополитических сдвигов Алтай — тихая гавань.

— То, о чем Вы говорите, перекликается с прогнозами, что в нынешней обстановке может снизиться учебная миграция. То есть вот те самые выпускники школ, которые могли бы при других обстоятельствах уехать, предпочтут остаться дома. На региональные вузы это накладывает дополнительную ответственность по созданию нормальных условий для обучения, для саморазвития молодежи. Какие задачи в этом смысле Вы для себя видите?

— Первоочередная задача — обеспечить высокое качество образования. Для этого надо проводить регулярную ротацию образовательных программ под запросы рынка труда в соответствии с развитием науки и задачами технологического развития страны.

Только в этом году АлтГУ запустил 15 новых/обновленных образовательных программ. Наши институты в постоянном режиме отслеживают запросы работодателей и разрабатывают новые интересные курсы, которые бы соответствовали вызовам времени.

Еще одна важная задача — развитие материально-технической базы. Например, наш университет остро нуждается в расширении пространств для образовательной и научной деятельности. Ведется разработка документации на строительство нового учебно-лабораторного корпуса, подана заявка на создание кампусов мирового уровня, которая также предусматривает строительство дополнительного современного общежития.

Для современного абитуриента архитектура и дизайн студенческого кампуса имеют огромное значение.

Университет прилагает много усилий для улучшения внешнего облика вуза и повышения комфорта студентов. Каждый год десятки миллионов рублей направляются на облагораживание территорий, ремонт учебных корпусов, общежитий.

Ну и, наконец, важно организовать активную досуговую жизнь внутри университета: через студенческие лиги, центры творчества, спортивные клубы.

«Нагрузка на университеты в рамках общественно значимой повестки возросла существенно. Вузы больше нельзя рассматривать только как образовательные организации, они — активные акторы международных отношений, экспертно-аналитической поддержки власти, изменений городской среды, культурно-нравственного и патриотического воспитания».
— Вы перечисляете все эти обязательства со стороны вуза, и возникает вопрос, на который интересно услышать Ваши размышления, нежели какой-то «правильный» ответ. Вам не кажется, что современный университет «оброс» огромным количеством функций, сверх своей основной — подготовки будущих специалистов? Это тоже один из способов привлечения и удержания молодежи, инструмент конкуренции с другими вузами или что-то другое?

— Пару лет назад я участвовал в конференции, посвященной третьей миссии университетов, и при подготовке доклада проанализировал годовые отчеты ректоров АлтГУ, начиная с 1996 года. Меня интересовала проводимая социальная работа, участие в культурной деятельности, вопросы воспитательной работы. Так вот, по моим ощущениям, за последние 20 лет масштабы работы по количеству мероприятий и объектам воздействия в рамках третьей миссии в вузе выросли в 2,5 раза.

Нагрузка на университеты в рамках общественно значимой повестки возросла существенно. Вузы больше нельзя рассматривать только как образовательные организации, они — активные акторы международных отношений, экспертно-аналитической поддержки власти, изменений городской среды, культурно-нравственного и патриотического воспитания.

Все это обусловливает перегруженность сотрудников университета разноплановыми задачами и диктует необходимость поиска тех самых стимулов и мотивов, о которых я говорил в начале.

Даже обычная образовательная деятельность стала сложнее. Сегодня преподаватели, помимо подготовки текста лекций, проводят большую предварительную работу: пишут сценарии, организовывают съемку видеокурсов, анализируют цифровые следы студентов. А еще нужно заниматься исследованиями, участвовать в форумах, конференциях.

Чтобы все это реализовать, приходится отказываться от многого другого, жертвовать личным временем и интересами. Это порождает проблемы психологического плана, что является в некотором смысле платой за ту самую многофункциональность современного университета.

«Университет — место реализации возможностей для развития»
— Сергей Николаевич, Вы специалист по экономике организации и предпринимательства. Не планируете в будущем заняться собственным бизнесом?

— Честно говоря, планов куда-то уходить из университета нет. Университетская среда — это самое перспективное место для реализации самых различных возможностей: в образовании, в науке, в проявлении управленческих компетенций. Здесь очень много направлений и идей для самоприложения.

Да и, кроме как об университете, фактически ни о чем больше не успеваю подумать. Университет — это моя жизнь, и когда я говорил выше о том, что люди в вузе, выполняя свою работу, часто отказываются от каких-то иных возможностей, жертвуют личным временем, отрывая его от семьи, то к себе я это могу отнести в полной мере.

— Вопрос к Вам как к жителю Алтая: за последние годы регион стал очень популярным направлением среди российских туристов. Местных жителей это внимание не напрягает?

— В свое время я интересовался темой маркетинга территорий и проводил такой анализ: сколько туристов приезжает в Алтайский край и сколько при этом заселяется в учреждениях отдыха и досуга. Получилась интересная картина: приезжает людей больше, чем остается отдыхать. Особенно это относится к краевой столице — Барнаулу. Это фактически транзитный город: люди прилетают и следуют далее в Горный Алтай. Поэтому — нет, не напрягает.

Более того, направление туризма считается одним из ключевых для дальнейшего развития региона. Мы в университете с этим направлением даже связываем один из наших стратегических проектов по здоровьесбережению. Коллегам, кто еще не был на Алтае, я предлагаю рассмотреть такую возможность. В университете ежегодно проводятся мероприятия международного масштаба: Алтаистический форум, образовательный форум «Алтай — Азия», биотехнологический симпозиум «БиоАзия». Много вариантов отдыха мы предлагаем для студентов в рамках программы студенческого туризма.

Жители европейской части России часто не разделяют Республику Алтай и Алтайский край, а это два разных региона. Основное место притяжения туристов — это, конечно же, Республика Алтай. Там множество интересных, уже освоенных мест с кемпингами, отелями высокого уровня.

Но есть и великолепные дикие места, куда еще не пришел организованный туристический бизнес и где можно отдохнуть в естественных условиях, пожить в деревянном домике, купить в деревне банку молока или меда, домашнего хлеба. И таких мест много именно в Алтайском крае. Кстати, именно в подобном месте находится археологический объект мирового значения Денисова пещера.

— А Вы сами путешествуете по Алтаю?

— С большим удовольствием. Уникальность нашего края в том, что, проехав 400 километров на автомобиле, вы можете побывать в разных климатических зонах: в горах, на альпийских лугах, в степи, тайге и так далее. Приезжайте в гости и сами убедитесь!


Интервью провели: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.